На кинопоиске все так хвалят фильм, что мне даже стыдно его ругать. Но к чертям, это мое мнение. ))В силу некоторых причин с Львом Николаевичем Толстым у меня не сложилось. Искренне надеюсь, что это пока, и когда-нибудь я буду обладать достаточной усидчивостью и смогу таки дочитать хотя бы заброшенную «Анну Каренину». А пока я напишу о новом фильме Джо Райта с Кейрой Найтли и Джудом Лоу.
Романы Толстого сложно экранизировать. Как минимум через их затянутость, насыщенность детализированными описаниями чего-либо, отображающих всю сложность и многообразие внутреннего мира и душевных терзаний персонажей. В два экранных часа это не впихнешь, да и зритель от скуки будет завидовать суициду Карениной. Вот режиссер и решил заменить описания чем-то таким же визуально красивым и детализированным, но более подходящим для формата кинофильма. И пришла великая Театрализация. Представьте, что «Анну Каренину» написал не Толстой, а Льюис Кэрролл, а потом какой-нибудь модный театр абсурда сделал из этого пьесу.
«Анна Каренина» - это не фильм, а снятый на пленку спектакль. Сама по себе идея очень хороша и совсем не новая. Но. Можно снять «Гамлета» так, как это сделало ВВС – чтобы шекспировский английский казался естественным в устах актеров и даже не контрастировал с современной одеждой и гаджетами. А можно снять пару очень удачных и красивых постановочных сцен с театральными декорациями и светом, а в остальное время закрывать зрителю глаза красотой из всех дыр и углов, пытаюсь прикрыть голого короля изысканными аксессуарами. Весь фильм от начала до конца потрясающе красивый, иногда настолько, что забываешь, о чем он. Пусть следующее прозвучит до ужаса банально, но картине не хватает глубины.
Как я уже говорила, я не дочитала книгу. Поэтому нет ни права, ни возможности трясти «каноном» и обвинять создателей фильма в том, что они не раскрыли гениальную авторскую задумку и «не потянули». Я не буду о сюжете и внутреннем мире персонажей. Дело в том, что мне не нравится Анна Каренина. Это существо с другой планеты, которое я не могу понять, и что хуже, которому я не могу сопереживать. Одна моя подруга говорит, что уважает Каренину за ее самоубийство, мол, она избавила всех от мучений собой. Я присоединяюсь к этому мнению.
Что же до актерского состава, то он приятно радует. Кейра Найтли играет то, что она обычно играет - истеричную женщину, склонную к адюльтеру. В этот раз очень неярко и непримечательно. Не плохо, но самым ярким пятном в ее игре бы веер в, имхо, лучшей сцене фильма. Было очень сильно и красиво. Но плохо, когда то, что носит женщина, закрывает саму женщину, даже в кино.
Аарон Тейлор-Джонсон (Граф Вронский) словно сошел со старого портрета идеального русского офицера: белокурый голубоглазый красавец с розовыми щечками, губками бантиком и аккуратными усами. Еще один актер, вместо которого играет его внешность, но делает это хорошо. В начале фильма Вронский настолько прекрасен и идеален, что от него тошнит. Лучшая визуализация выражения «красив до безобразия». Но чем больше он вязнет в Карениной, тем более настоящим он выглядит – растрепанные волосы, круги под глазами, затравленный взгляд и в целом блекнущий образ. Под конец можно даже заметить, что он довольно приятный и симпатичный человек.
Лучшим приобретением фильма является, безусловно, Джуд Лоу. Роль скучного и педантичного Алексея Каренина – мужа, а не героя-любовника, мне кажется, очень знаковая для актера. Это как для актрисы перейти от роли Офелии к роли Гертруды – неоднозначный переход. Как бы там ни было, Джуд Лоу не был бы собой, если бы в его Каренина не хотелось бы влюбиться. Он просто сидит в кресле, и его профиль – самое прекрасное, что я увидела в фильме. Он молча смотрит на жену, и я хочу заорать, чтобы она, идиотка, посмотрела хоть раз на своего мужа, а не в зеркало. Кстати, создатели фильма, как и я, не любят Каренину и сделали все возможное, чтобы это показать. Героиня весь фильм пялится в зеркало, что, я думаю, должно символизировать ее крайнюю зацикленность на себе и нежелание видеть остальных людей. В общем, советую посмотреть фильм, чтобы иметь возможность насладиться бородатым и благородным Джудом Лоу.
Еще один замечательный образ – Стива Облонский (Мэтью Макфейден). Актер, еще одна жертва образа мистера Дарси, играет так, что я действительно готова простить Стиве все прегрешения и нежно любить. Он весь светиться от доброй энергии. И как и другой исполнитель роли мистера Дарси, он счастливый обладатель пары потрясающе добрых глаз.
В общем и целом, фильм смотреть можно и первый раз вам даже будет интересно, надеюсь. Но желания сразу же остаться на следующий сеанс, возникающее после по-настоящему потрясающих фильмов, нет. Зато есть две очень красивые и сильные сцены – перегоны и два Алексея над кроватью Анны. Во время второй я даже всплакнула. Анна там лишняя, и я не о гомоэротике, не приведи Господь. В последнее время редкий фильм без нее обходится, что даже надоедает. Спасибо вам хотя бы за этот.